В настоящее время развитие экономики России отличают негативные тенденции в темпах экономического роста, прежде всего, в реальном секторе экономики, что связано с мировым финансовым кризисом.
Промышленность России находятся в сложном положении, ситуация постоянно меняется.
Одной из важнейших проблем для российских и зарубежных компаний в условиях кризиса является сложность прогнозирования конъюнктуры спроса и предложения на стратегически важных отраслях и рынках (как рынках сбыта готовой продукции, так и рынков сырья и материалов), а также финансово-экономического положения предприятий-контрагентов (наиболее крупных поставщиков и потребителей продукции) и конкурентов.
В 2008 году Правительством были приняты два значимых для отрасли внутреннего водного транспорта документа:
- Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года;
- Федеральная целевая программа "Развитие транспортной системы России на 2010 - 2015 гг."
За прошедший год на основных товарных и фрахтовых рынках наблюдалась позитивная ситуация. Однако мировой финансовый кризис отразился на объеме внешней торговли. На предприятиях внутреннего водного транспорта это отразилось в 4 квартале 2008 г.
Минфином России лимиты бюджетного финансирования на 2009 г. доведены не в полном объеме и в настоящее время проводится работа по дальнейшему их сокращению. В создавшихся условиях необходимо очень ответственно подойти к выбору приоритетов, усилить контроль над расходами.
Правительственной комиссией по повышению устойчивого развития российской экономики утвержден Перечень системообразующих компаний, куда вошли от отрасли: Совкомфлот, Дальневосточное, Приморское и Мурманское морские пароходства, Северо-Западное, Московское, Волжское, Обь-Иртышское и Ленское речные пароходства, Новороссийский морской торговый порт, Ростовский порт и ФГУП "Росморпорт".
Основными грузами, перевозимыми на российских судах, являются: наливные, металлы и уголь - соответственно 22, 20 и 15% от общего объема перевозок грузов.
В районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности морским транспортом завезено 3,6 млн.т, что на 6% больше уровня прошлого года. Все предъявляемые к перевозкам грузы своевременно обеспечивались тоннажем и доставлялись получателям.
Объёмы перевозок грузов морским транспортом в 2009 г. ожидаем сохранить на уровне 2008 г.
В 2008 году построено 22 судна транспортного флота общим дедвейтом 1,2 млн.т и 3 судна обеспечивающего флота. Под российский флаг принято 7 транспортных судов и 3 судна обеспечивающего флота.
Общее количество судов морского транспортного флота, контролируемого Россией, на начало 2009 г. составляет 1486 общим дедвейтом 17,0 млн.т, из которых 65,3%
тоннажа эксплуатируется под иностранными флагами.
В 2009 г. запланированы поставки ещё 27 судов транспортного флота суммарным дедвейтом около 2,3 млн.т.
По итогам 2008 г. объём перевалки грузов в морских портах России незначительно, на 1,1 %, но превысил показатель предыдущего года и составил 455 млн.т (при запланированных ранее 485 млн.тонн).
В целом 2008 год для морского и речного транспорта был позитивным. Экспертная оценка показывает, что с учетом антикризисных мер грузооборот морских портов России в 2009 г. может составить 475 млн.т против 515 ранее запланированных, что на 4,4 % выше уровня 2008 г.
Несмотря на ряд объективных факторов, с которыми столкнулись речники - это низкая водность рек восточных бассейнов, рост цен на дизельное топливо - доставка грузов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности была обеспечена в полном объёме, т.е. отправлено около 25 млн.т грузов, что на 8% больше аналогичного показателя 2007 г.
В 2008 г. объем перевозок пассажиров снизился на 7,9% и составил 19,8 млн.чел.
Общая протяженность внутренних водных путей с гарантированными габаритами судовых ходов по сравнению с 2007 г. увеличена на 10,3% и доведена до 48 тысяч 112 километров.
Важным событием навигации 2008 г. явилось открытие пропуска судов через построенную вторую нитку судоходного шлюза Кочетовского гидроузла на реке Дон. Ввод новой нитки позволил убрать одно из "узких" мест, увеличить пропускную способность и в целом повысить эффективность Единой глубоководной системы.
Серьезным сдерживающим фактором развития перевозок грузов и пассажиров в Европейской части России является наличие ещё двух "узких" мест: Нижнесвирский шлюз и участок р.Волги в районе Городца, а также несоответствие глубин на некоторых участках ЕГС. Эти проблемы планируется решить в рамках реализации программы "Развитие транспортной системы России» в 2010-2015 гг."
Перспективы развития внутренних водных путей и речных портов рассматривались на совещании 15 июля 2008 г. на Кочетовском гидроузле и на совместном совещании Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации и Комиссии Совета Федерации по национальной морской политике 17 сентября 2008 г. в Ростове-на-Дону.
Во исполнение принятых решений Росморречфлотом совместно с речной общественностью разработан проект Концепции реформирования системы управления внутренними водными путями Российской Федерации, который предусматривает создание администраций речных бассейнов и специализированного хозяйствующего субъекта с целью разделения административно-властных полномочий и хозяйственных функций в системе государственного управления речными портами и водными путями. Предусматривается также передача на баланс создаваемого предприятия федерального имущества в речных портах, что должно повысить эффективность использования федеральной собственности, качественно улучшить систему управления и способствовать привлечению дополнительных инвестиций.
Недостаточная научная проработанность названной проблемы и то существенное значение, которая она приобретает для российских транспортных организаций, в том числе, судоходных компаний, определяет актуальность темы, цель и задачи исследования.
Целью настоящей работы является исследование экономико-статистических показателей деятельности внутреннего водного транспорта РФ. Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
1. охарактеризованы основные методы исследования и анализа экономических показателей развития отрасли;
2. проведен экономико-статистический анализ динамики показателей внутреннего водного транспорта;
3. проведено прогнозирование показателей внутреннего водного транспорта.
Таким образом, объектом данного исследования является внутренний водный транспорт Российской Федерации, предметом – динамика показателей внутреннего водного транспорта.
Поставленные цель и задачи обусловили структуру и логику исследования, которое включает в себя введение, три главы, заключение и список использованной литературы.
Информация по теме:
Безопасность
жизнедеятельности, экологическая безопасность и экономическая эффективность ПТО
надежность авиационный техника вертолет С развитием вычислительной техники анализ надежности систем самолёта становится всё более тесно связан с работой на персональном компьютере. Для эффективной работы необходимо учитывать особенности организации рабочего места пользователя, которые тесно связаны ...
Организация вагонопотоков
Погрузка и развоз грузов отправительскими маршрутами Железная руда Перевозка железорудного концентрата осуществляется отправительскими маршрутами со станций Оленегорск и Ковдор на Мурманск и Череповец. Отгрузка железорудного концентрата по станции Оленегорск на Финляндию, по станции Ковдор на Слова ...
Дальнейшее развитие транспортной инфраструктуры
Для контроля и управления движения общественного транспорта необходимо продолжить и завершить работы по оснащению ЦДС и подвижного состава т.ч. маршрутных такси и транспорт коммунальных служб оборудованием радионавигационной системы "ЛУЧ". В программе необходимо предусмотреть строительств ...