m = ; (2.28)
где Wr - объем грузового помещения;
N - количество клеток.
Для того чтобы определить объем трюма, занятый грузом, нужно объем груза VГ разделить на масштаб клетки, а полученное количество клеток N1 отсчитать и очертить на масштабном чертеже:
N1 = ; (2.29)
Таким образом, место каждого груза на чертеже будет изображено в виде прямоугольника, а центр тяжести груза определяется на пересечении диагоналей, проведенных из углов этого прямоугольника. Измерив расстояния от найденных центров тяжести до миделя и киля и помножив их на масштаб чертежа, определяют суммарные моменты сил веса.
Для определения центров тяжести грузов и судна в целом можно использовать диаграммы и приборы проф. Павленко Г.Е. или судовой линейки А.Ф. Мироненко. На некоторых судах могут устанавливаться приборы, определяющие дедвейт, прочность, дифферент, метацентрическую высоту в зависимости от размещения грузов и запасов на судне (сталодикатор).
Наличие приборов контроля нагрузки и остойчивости судов, а также подробной информации по типовым вариантам их загрузки значительно снижает трудоемкость расчетов, связанных с обеспечением необходимых мореходных качеств судов. На практике могут встретиться самые разнообразные варианты загрузки судна, и поэтому невозможно дать какие-либо готовые варианты составления оптимального грузового плана судна. В конечном счете все решает опыт и знания тех лиц, которые разрабатывают грузовые планы. Однако при всех случаях эксплуатационные преимущества, достигаемые при составлении планов загрузки судов, не должны быть получены за счет снижения безопасности плавания или сохранности грузов при их перевозке.
В настоящее время при наличии на судах электронной вычислительной техники все расчеты грузовых планов выполняются на ЭВМ по заранее подготовленным программам, учитывающим конструктивные и эксплуатационные особенности каждого конкретного судна. Больше того, вычислительная техника позволяет легко выполнять расчеты различных вариантов использования судна с применением оптимизационных экономико-математических методов.
Информация об остойчивости грузового судна позволяет сократить затраты времени на расчеты, связанные с проверкой остойчивости и дифферента, а результаты расчетов имеют более высокую точность по сравнению с использованием приближенных формул. Информацию об остойчивости рассчитывает конструкторское бюро и выдает для пользования на судне в виде сброшюрованных таблиц и диаграмм установленной формы.
Информация об остойчивости имеет четыре раздела. В разделе первом представлена общая характеристика судна, т.е. исходные данные для составления грузового плана. Раздел второй содержит расчетные данные для 10 - 12 типовых случаев загрузки судна. Кроме этого здесь содержатся расчетные бланки для всех типовых случаев загрузки судна и приводятся также значения Mz, исправленное за счет влияния свободных поверхностей жидкостей в цистернах, и допустимые моменты Mzдоп. Таким образом, если действительная нагрузка судна соответствует или близка к типовым случаям загрузки, то оценку остойчивости и дифферента производят без каких либо расчетов с незначительной корректурой табличных данных. Когда условия загрузки судна значительно отличаются от типовых, тогда необходимо, пользуясь материалами разделов третьего и четвёртого информации об остойчивости, произвести расчет остойчивости и дифферента судна.
При нетиповых случаях загрузки судна расчет элементов остойчивости производят на чистых бланках установленной формы, которые приложены к Информации. Для проведения расчетов в разделе третьем имеются следующие справочные таблицы и диаграммы: чертеж размещения грузов, таблица данных по емкостям судовых цистерн, диаграмма допускаемых моментов, таблица допускаемых моментов.
Диаграмма допускаемых моментов дает наглядную графическую оценку остойчивости. На диаграмме в системе координат значений контрольного момента Mz и водоизмещения нанесены кривые метацентрической высоты и обозначены границы минимально допустимых метацентрических высот. Проводя интерполяцию между соседними кривыми метацентрических высот по входным данным диаграммы можно определить действительное значение h.
Остойчивость судна приближенно можно определить, не производя вычислений статического момента, а определяя метацентрическую высоту по периоду качки. Для этого по секундомеру следует измерить время в течение, которого судно совершает несколько полных качаний. Секундомер рекомендуется включать в то время, когда судно находится в одном из крайних наклонных положений, и отключать, когда судно совершит 4 - 5 полных качаний и придет в первоначальное положение. Для повышения точности замеры рекомендуется производить не менее трех раз. Расчеты выполняют по формуле среднего значения периода качки судна:
Тср = и тогда h =
; (2.30)
Информация по теме:
Кузовное и малярное отделение
Кузовной цех Текущие тенденции показывают увеличение потребности в кузовном ремонте и покраске. Для этих видов ремонта характерна высокая прибыльность и неритмичность заказов. Но преимущества перевешивают недостатки. Наиболее важным в этих видах работ является квалификация персонала - кузовных маст ...
Железнодорожный транспорт
В соответствии с поручением президента Российской Федерации и на основе методических рекомендаций, утвержденных правительством, Министерство транспорта совместно с ОАО «Российские Железные Дороги», научными организациями и с другими заинтересованными организациями, разработали проект «Стратегия раз ...
Сводная таблица сведений о грузах
Суточный объем перевозок фактически определяется: Qсутф = Q/ Дэ, (2) где Q – объем перевозок, т; Дэ – число дней эксплуатации (Дэ = 305); Расчетный объем перевозок: Qсутр = Qсутф / γс, (3) где γс – коэффициент использования грузоподъемности статический. Расчеты приведены в приложении Г, р ...