Концепция маркетинга возникла, как альтернатива концепции сбыта и стимулирование. Основной целью последней является получения прибыли путем увеличения объема продаж. Маркетинг – значительно более широкое понятие. Он включает в себя комплекс средств, которые необходимо гармонично увязать друг с другом, чтобы добиться максимального воздействие на рынок с целью получения прибыли. Профессор Филипп Котлер в своем классическом учебнике "Основы маркетинга" дает определение: "маркетинг – вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена". Условием развития современной отечественной экономики более соответствует следующее определение: маркетинг – комплексная система организации производства и сбыта на фирменном уровне, ориентированная на максимально возможное удовлетворение потребностей и запросов конкретных потребителей и получение на этой основе прибыли.
Маркетинг отличается от коммерческих операции, он сосредоточен на интересах покупателя. В маркетинг входят понятия:
Нужда. Исходной идеей, лежащей в определении маркетинга, является идея человеческих нужд. Нужда – это чувство ощущения человеком нехватки чего-либо. Для удовлетворения нужды человек либо займется поисками объекта, способного удовлетворить нужду, либо попытаться затушить ее.
Потребности. Вторым исходным положением маркетинга является идея человеческих потребностей.
Запросы. Человек выбирает только те товары, которые доставят ему наибольшее удовлетворение в рамках его финансовых возможностей.
Товары. Человеческие нужды, потребности и запросы предполагают о существовании продукта труда способного их удовлетворить.
Обмен. Человеческие нужды, потребности и запросы удовлетворяются товарами посредством обмена. Обмен – это основное понятие маркетинга, как научной дисциплины и заключается в процессе получения от какого-либо желаемого объекта с предложением чего-либо взамен.
Сделка. В узком смысле слова, понимается сфера свободного обращения товаров и капиталов, а также движение рабочей силы, двух факторов производства.
Задачи маркетинга:
Проанализировать, почему рынок испытывает неприязнь к товару и может ли программа маркетинга изменить негативное отношение путем переделки товара, снижения цен и более активного стимулирования.
Отыскать способы увязки присущих товару выгодными, естественными потребностями и интересами человека.
Оценить величину потенциального рынка и создать эффективные товары и услуги, способные удовлетворить спрос.
Обратить тенденцию падения спроса благодаря творческому переосмыслению подхода к предложению товара.
Изыскать способы сгладить колебания в распределении спроса по времени с помощью гибких цен, мер стимулирования и прочих приемов побуждения.
Поддерживать существующий уровень спроса, несмотря на меняющиеся потребительские предпочтения и усиливающуюся конкуренцию.
Изыскать способы временного или постоянного снижения спроса.
Главная цель маркетинга – ориентация на потребителя. Компании достигают успеха в хозяйственной и коммерческой деятельности только тогда, когда их целью становится удовлетворение нужд потребителя.
Интересное высказывание одного из руководителей автомобильной компании "Дженерал моторс" по поводу мотивов при покупке: "Мы не являемся экспертами в автомобилях. Только наш клиент является автомобильным экспертом. Только заказчик знает, соответствуют ли характеристики автомашины его ожиданиям". То есть пожелания, и цели заказчика ставятся на первое место. Выгодность предприятия на рынке, зависит в большей степени от спроса покупателей и значимой ценности того или иного товара выпускаемого на рынок.
Итак, маркетинг существенная часть в современной экономической науке.
Информация по теме:
Протаскивание трубопроводов по дну
Прокладка трубопроводов путем протаскивания их по дну моря широко распространена при строительстве подводных переходов магистральных трубопроводов через реки, водохранилища, озера и в системе беспричального приема танкеров в морских условиях. Впервые он был применен на Каспийском море в 1950 г. при ...
Современное состояние гражданской авиации
Мировой рынок коммерческих авиаперевозок Одним из основных показателей при оценке современного рынка авиаперевозок и его будущего является объем коммерческих воздушных перевозок или пассажирооборот. Основной и общепринятой в авиаиндустрии мерой расчета пассажирооборота считаются пассажирокилометры ...
Выбор организационной формы сборки
В машиностроении применяют следующие организационные формы сборки машин: стационарную, осуществляемую без пооперационного расчленения сборочного процесса и при неподвижном собираемом объекте, и поточную, характеризующуюся расчленением технологического процесса на операции и осуществляемую как при н ...